Около 20% населения Великого герцогства живут за чертой бедности.

Так что стереотип о том, что все жители Люксембурга богаты, очень далёк от истины.

Также на днях Центральный банк (BCL) пришел к выводу, что значительная часть населения попала в долговую ловушку до такой степени, что Люксембург является европейской страной, «где потребительское кредитование наиболее распространено среди домохозяйств с низкими доходами».

Когда мы говорим о кредитовании в Люксембурге, мы часто думаем о жилье, но также важно учитывать потребительское кредитование, связанное с покупкой автомобилей, непредвиденными работами по дому или медицинскими расходами. Все эти мелочи могут быстро сказаться на финансах, особенно учитывая, что процентные ставки по кредитам в настоящее время выросли по сравнению с тем, что было несколько лет назад.

Потребительское кредитование затрагивает 35% домохозяйств, и встречается чаще, чем ипотечное кредитование (31% домохозяйств).

Более 13% домохозяйств имеют как ипотечное, так и потребительское кредитование. Основным видом потребительского кредитования являются потребительские кредиты, которые есть у 26% домохозяйств в Люксембурге (в еврозоне – в среднем у 20%).

Среди 20% беднейших домохозяйств средняя задолженность по потребительскому кредиту в Люксембурге в три раза выше, чем в среднем по еврозоне.

Потребительские кредиты в среднем составляют лишь 16% валового дохода домохозяйств в Люксембурге, что соответствует уровню еврозоны (17%).

Интересно, что около 70% люксембургских домохозяйств называют покупку автомобиля основной причиной оформления потребительского кредита по сравнению с 38% домохозяйств в еврозоне. Эта разница дает еще одно объяснение более высокого уровня потребительских кредитов в Люксембурге.

Вторым важным фактором потребительского кредитования являются кредитные карты.

Почти 84% люксембургских домохозяйств имеют кредитные карты, что почти в два раза больше, чем в еврозоне. Однако только 5% домохозяйств используют эти карты (имеют задолженность по ним), как в Люксембурге, так и в еврозоне.

В целом вероятность наличия кредитной карты увеличивается вместе с доходом семьи и уровнем образования. Эта вероятность также увеличивается среди домохозяйств, которые считают себя подверженными кредитным ограничениям (около 7% домохозяйств как в Люксембурге, так и в еврозоне).

Люксембург погружается в рецессию.

Если еще в апреле правительство рассчитывало на положительный экономический рост в 2,4% в 2023 году, то сейчас согласно прогнозам Национального экономического и финансового комитета (CEFN) нас ожидает экономический спад – падение валового внутреннего продукта (ВВП) на 0,8% на конец 2023 года, то есть рецессия. А возможно, падение будет еще больше.

Что же случилось?

В своем документе CEFN говорит об отсутствии экономического динамизма в начале этого года - частное потребление стагнировало, инвестиционные расходы сократились. Экономические показатели (ВВП) будут снижаться во многих секторах: финансовом, промышленности, торговле, строительстве и деловых услугах.

Рабочий документ CEFN также содержит динамику государственных доходов и расходов по состоянию на 30 сентября 2023 года. Доходы увеличились на 5% (+883 миллиона евро) по сравнению с 30 сентября 2022 года, а расходы увеличились на 15 % (+2,513 млрд евро) за тот же период.

Увеличение доходов в основном связано с налогом на заработную плату (+311 миллионов евро) вследствие индексации зарплаты и корпоративным налогом на прибыль (+123 миллиона евро).

Что касается регистрационных сборов, доходы упали почти на 200 миллионов евро из-за вялости сектора недвижимости. Это на 50% меньше, чем в прошлом году.

Доходы от налога на подписку фондов также снизились на 85 миллионов евро в годовом сравнении (-8,6%).

Причинами увеличения расходов являются различные пакеты помощи (Solidaritéitspak 1–3, Energiedësch). До конца сентября они обошлись государству почти в 1,5 миллиарда евро.

Также повышение заработной платы для государственного сектора привели к увеличению расходов на персонал. К этому добавляются государственные инвестиции, процентные расходы, социальные льготы и текущие расходы государства, которые продолжают расти.

Правительство Люксембурга вопреки всем доказательствам приукрашивало ситуацию, основываясь на предпосылках, которые были слишком позитивными.

В конце 2023 года госдолг достигнет 25% ВВП. Если ничего не изменится в политике, он продолжит расти в последующие годы, и составит 27,8% (2024 г.), 29,6% (2025 г.), а затем превысит отметку в 30% - 31,2% (2026 г.), 32,4% (2027 г.).

24 октября – начало парламентского срока на следующие 5 лет.

Сегодня привели к присяге новых парламентариев. Новые депутаты поклялись на французском, немецком или люксембургском языках, что они выполнят свою роль депутата: «Клянусь подчиняться Конституции и законам государства».

Чем занимаются депутаты?

Палата депутатов – законодательная власть. Поэтому работают над законопроектами, представленными им правительством или депутатами в комитетах. Они обсуждают их и предлагают поправки. В палате существуют несколько комиссий. Комиссию по бюджету традиционно возглавляет крупнейшая оппозиционная партия.

После выборов в Люксембурге сменился баланс сил между политическими группами в Палате представителей.

Партия Зеленых потеряла 5 мест (с 9 до 4 мест), в результате чего они не достигли порога в пять мест для формирования политической группы. Зато 5 мест получила партия ADR, также как и право сформировать политическую группу.

Еще один примечательный факт: после выборов LSAP оказалась в рядах оппозиции, так как CSV выбрала DP для формирования коалиции. С 2004 года социалисты (LSAP) беспрерывно находились у власти. За последние 50 лет LSAP управляла страной вместе с другими партиями в течение 40 лет!

Не успели сформировать новое правительство, как начались политические откровения от уходящего. Первым в списке оказался министр иностранных дел Жан Ассельборн.

В пятницу он поделился новостью о ситуации с беженцами в Люксембурге. Итак, Люксембург больше не будет принимать одиноких взрослых мужчин-беженцев, прибывающих по Дублинской системе.

По словам Жана Ассельборна, с 2015 года Люксембург увеличил свои возможности для размещения беженцев, ожидающих оформления, с примерно 2 000 мест до 7 703. Другие страны Европейского Союза сделали прямо противоположное. Сократили количество мест.

Г-н Ассельборн также отметил, что Люксембург не против помощи беженцам, но страна должна быть в состоянии обеспечить адекватное размещение и поддержку.

По словам г-на Ассельборна, «в ЕС уже десять лет царит хаос и он никогда не думал, что Люксембург будет доведен до предела возможности приема беженцев. Национальная приемная (ОNА) не может управлять городом с населением 15 000 человек. Это просто невозможно».

В июне Совет ЕС пришел к соглашению, что Дублинская система устарела и оказывает слишком большое давление на «пограничные» страны ЕС, такие как Италия, Греция и Испания. Предложено новое Положение об управлении предоставлением убежища и миграцией (AMMR), которое упростит правила и сократит сроки, должно в конечном итоге заменить Дублинское положение.

8 октября в Люксембурге прошли выборы в парламент. Для одних результат оказался закономерным, для других неожиданным – правящая коалиция господина Беттеля уступила христианско-социальной партии (далее CSV). Причем сам господин Беттель, как действующий премьер-министр, набрал наибольшее число голосов - 34 018. Люк Фриден – глава партийного списка CSV – второй с 30 999 голосами.

Для нас, переехавших в Люксембург в последние 10 лет, его имя ничего не говорит, потому что он покинул политическую арену в 2013 году, но, вернувшись на нее в начале текущего года, за пару месяцев предвыборной кампании получил желаемое – пост премьер-министра. Это еще не официально, но именно он был назначен Великим герцогом ответственным за формирование будущего правительства.

Люку Фридену 16 сентября исполнилось 60 лет. В прошлом он занимал различные министерские позиции, а также весомые должности в частном секторе. Выпускник Гарварда и Кембриджа, он присоединился к CSV на выборах в законодательные органы в 1994 году.

В 1998 году премьер-министр Жан-Клод Юнкер привел его в правительство, в Министерство юстиции. Затем он стал министром финансов и бюджета. Он находился у власти во время введения евро и представил реформу PACS и двойное гражданство, а также возможность для потомков «люксембургских предков» восстановить люксембургское гражданство. Но он также получил критику, когда продемонстрировал свое неприятие однополых браков, как и бескомпромиссную позицию в отношении права на убежище.

В правительстве Юнкера/Ассельборна (2004–2009) он руководил с 2004 по 2006 год оборонным портфелем, и был министром финансов, когда разразился финансовый кризис 2008 г. На досрочных парламентских выборах в 2013 году после того, когда Беттель сформировал коалицию ДП-ЛСАП-Зеленые, он покинул политический олимп и перешел в частный сектор.

Вице-президент Deutsche Bank в Лондоне (сентябрь 2014–2016 гг.).

В конце января 2016 года занял пост председателя совета директоров медиагруппы Saint-Paul Luxembourg.

Возглавлял совет директоров BIL, был партнером юридической фирмы и возглавлял Торгово-промышленную палату, а затем Европалату, ассоциацию европейских торговых палат.

После своего решения баллотироваться на выборах в законодательные органы он оставил все должности.

«Я не ожидал, что CSV попросит меня вернуться, это было полной неожиданностью. Поразмыслив, я почувствовал, что их аргументы, а именно сочетание моего опыта работы в правительстве и моего
опыта в частном секторе, были бы идеальными для того, чтобы вести правительственную лодку в эти трудные времена и находить заслуживающие доверия решения в различных областях», — объяснил он свое позицию в сентябре газете Virgule.

1 октября – Международный день пожилых людей. Давайте узнаем, что значит быть пожилым человеком в Люксембурге.

Пожилые люди в стране составляют 20,6% от общей численности населения, или более 136 000 человек.

Эта цифра растет, но Люксембург по-прежнему стареет медленнее, чем другие европейские страны благодаря сильной иммиграции, в основном молодежи.

Самой старой женщине Люксембурга - 109 лет. Самому старому мужчине Люксембурга - 105 лет. Средняя продолжительность жизни у женщин - 84,8 лет, и у мужчин - 80,5 лет.

Где живет большинство пожилых людей Люксембурга?

Доля пожилых людей колеблется от 15,2% в Фишбахе до 32,5% в Мондорф-ле-Ба. Наибольшая концентрация пожилых людей наблюдается в муниципалитетах, имеющих на своей территории один или несколько домов престарелых: Мондорф-ле-Ба, Ремиш, Нидеранвен и др.

В 2022 году было заключено 124 брака, в которых хотя бы один из двух супругов был в возрасте 60 лет и старше, что составляет 5% от числа всех заключенных в этом году браков. Самому старому человеку, вступившему в брак в 2022 году, было 88 лет.

3 291 евро в месяц — это среднемесячная сумма, которую тратят одинокие люди в возрасте 60 лет и старше. Лица в возрасте 60 лет и старше тратят больше из своего бюджета на продукты питания, общественное питание и гостиницы, а также содержание и ремонт жилья, чем лица в возрасте до 60 лет. А вот доля расходов на здравоохранение практически не различается.

В свое время, правительство Люксембурга поставило перед собой задачу включения в цифровые технологии людей, которые не родились в эпоху Интернета. И, похоже, это работает, поскольку пожилые люди Люксембурга идут в ногу со временем. 92% пользовались Интернетом в течение последних трех месяцев, предшествовавших опросу. 63% из них, или почти две трети пожилых людей, заявили, что пользуются Интернетом несколько раз в день. Лишь 7% указали, что никогда не пользовались Интернетом.

Пожилые люди Люксембурга активны.

6 из 10 говорят, что у них хорошее здоровье, более половины говорят, что ежедневно или еженедельно общаются с членами семьи, которые не проживают в их доме.

В 2022 году 71% жителей в возрасте от 60 до 84 лет совершили хотя бы одну туристическую поездку в течение года. Это включает в себя отпуск, встречи с семьей и друзьями, оздоровительные, культурные, духовные или религиозные мероприятия при условии, что они они провели хотя бы одну ночь вдали от основного дома.

6 лет назад мы впервые услышали про скоростной трамвай, который соединит столицу Великого герцогства с югом страны.

Сегодня мы узнали стоимость этого амбициозного проекта - 3 миллиарда евро. Период строительства – 12 лет.
Напомню, что городской «трамвайный» проект рассчитан на 10 лет – с 2014 по 2024 гг.

Масштабы проекта, представленные сегодня Министерством транспорта, монументальны. Проект включает в себя расширение автомагистрали А4 (появится полоса, предназначенная для автомобилей с минимум тремя пассажирами на транспортное средство), расширение пяти ключевых развязок на автомагистралях, строительство моста, создание маршрута высокоскоростного трамвая протяженностью 18,7 км, введение пяти новых развязок, создание скоростного велосипедного маршрута с присоединением к нему муниципальных велосипедных дорог.

Министр транспорта Франсуа Бауш выразил непоколебимую уверенность в этих значительных инвестициях, назвав их «оно того стоящими». Он считает, что это масштабное инфраструктурное предприятие не только улучшит связь двух основных экономических центров страны — столицы и ее агломерации, — но и оживит южный регион, способствуя будущему развитию Великого Герцогства.

Примечательной особенностью проекта является высокоскоростная трамвайная линия, ее темп будет примерно в два с половиной раза быстрее, чем у городского трамвая в пределах Люксембурга, в результате чего поездка от Клош д’Ор до ратуши Бельваля займет 31 минуту, преодолев расстояние 18,7 км.

Развитие маршрута скоростного трамвая и сопровождающей его скоростной велосипедной дорожки будет происходить в четыре этапа. Начиная с 2028 года скоростной трамвай будет курсировать между Cloche d’Or и Leudelange, к 2030 году он продлится до Foetz, к 2032 году - до Metzeschmelz в Esch-sur-Alzette и, наконец, к 2035 году достигнет Belval.

По мнению уходящего Министра транспорта от Партии зеленых, который уже заявил, что не будет принимать участие ни в одном будущем правительстве, этот проект «должен быть реализован, потому что, если мы этого не сделаем, мы совершим большую ошибку, которая будет огромным тормозом в развитии страны».

Если вы любите собирать грибы, но боитесь ошибиться и не хотите определять их ядовитость по фотографии, то специально для вас сообщество натуралистов организует экскурсии с гидом-экспертом (snl.lu)

Так как грибы уже пошли, то я еще раз расскажу про грибные нормы в Люксембурге.

Пик грибного сезона в стране начинается в конце лета и продолжается осенью. В Великом герцогстве насчитывается 55 видов съедобных грибов.

Вырывать грибы не рекомендуют, лучше всего использовать нож.

Люксембургские грибы находятся под защитой! Вот правила, которым нужно следовать:

Для собственного потребления людям разрешается собирать до 1 кг свежих грибов в день всех видов вместе взятых.

Для образовательной экскурсии для группы из трех и более сборщиков максимальный порог на группу в день повышается до 3 кг.

Если вы собираете грибы для продажи, то вам нужно будет получить разрешение от соответствующего министерства.

Если вы собираете грибы, чтобы узнать о них больше, ограничьте свой выбор шестью видами. Для исследовательских целей на одного человека можно собрать только три экземпляра каждого вида.

Палата депутатов проголосовала за законопроект, ужесточающий наказание за использование автомобилистами мобильных телефонов во время движения.

Если в будущем кто-то будет пойман за этим действием, то он потеряет 4 балла вместо 2 и будет оштрафован на 250 евро вместо 145.
Только в этом году за это нарушение было выписано 2 200 штрафов.

Раз зашел разговор про штрафы, то еще одна новость.

Скоростная камера контроля скорости в Холлериш побила все рекорды, зафиксировав за шесть месяцев работы более 50 000 нарушений. По расчетам, это примерно четверть всех правонарушений по всей стране.

Превышение скорости небольшое, менее чем на 10 км/час в 99,8% случаев, но, тем не менее, влечет за собой штраф в размере 49 евро.

Камеру там установили после двух серьезных аварий, произошедших в 2018 году.

Депутаты единогласно приняли новый лесной закон, ознаменовав значительное обновление законодательства, действовавшего более 400 лет.

Предыдущему закону не хватало точности в отношении определения леса и разрешенной деятельности в его границах.

Принятый закон устанавливает правовую основу для деятельности в Люксембурге на площади около 92 000 гектаров лесов, половина из которых принадлежит частным лицам, а остальная часть принадлежит в основном муниципалитетам.

По утверждению Агентства природы и лесов, территория может считаться лесом, если она содержит не менее 25 акров (2 500 квадратных метров) деревьев.

Новый закон расширяет права граждан, разрешая легальный сбор грибов и фруктов в лесу в небольших количествах для некоммерческих целей.

Раньше доступ к лесам не был правом, и землевладельцы имели право изгонять людей со своей собственности. Новый закон предоставляет жителям право гулять по всем лесам страны.

При этом люди будут нести ответственность за свои действия в лесу, и в случае инцидента с владельца участка снимается ответственность за произошедшее.

Практика лесопользования также претерпела изменения, чтобы адаптироваться к изменению климата. Запрещенные действия теперь включают использование пестицидов, осушение леса, разнесение удобрений и удаление целых деревьев с ветвями и листьями.

Последняя инвентаризация лесов в Люксембурге показала, что значительная часть деревьев поражена болезнями, причем 60% испытывают сильный стресс.


Местные виды, такие как буковые деревья, становятся все более уязвимыми к последствиям изменения климата. По словам директора Агентства природы и лесов, защита лесов Люксембурга имеет первостепенное значение.

Страница 2 из 19